Недавно я обнаружил довольно интересное интервью с руководителем проекта "Jazzhaus" Улли Пфау (Ulli Pfau), в котором раскрывается немало любопытных фактов об этой колллекции архивных записей. Интервью было опубликовано год назад в блоге знаменитого американского режиссера и аниматора Билла Коппа (Bill Kopp) blog.musoscribe.com, который также является страстным меломаном и колллекционером пластинок (более 90 тыс. шт.!).
Перевод с английского Юлии Горшковой
Совсем недавно я беседовал с Ули Фау (Ulli Pfau), руководителем проекта по изданию новой коллекции архивных джазовых записей, выпущенных немецким музыкальным лейблом SWR. Эти издания, под лейблом Jazzhaus, представляют ранее не публиковавшиеся живые студийные (или концертные) выступления многих легендарных джазовых музыкантов. Первое издание, вышедшее в марте 2012 года, включало три записи: запись оркестра Бенни Гудмэна (a Benny Goodman Orchestra) c Анитой О'Дэй (Anita O’Day) (1959), квинтета Кенонбола Эддерли (the Cannonball Adderley Quintet) с Джо Завинулом (Joe Zawinul) (1969) и секстета Джерри Маллигана (the Gerry Mulligan Sextet) (1977).
Мы быстро нашли общий язык: мы оба выросли на рок-музыке — а именно на музыке Beatles — и оба начали своё знакомство с джазом с музыки Джулиана Кенонбола Эддерли (Julian “Cannonball” Adderley). Более того, композиции Эддерли на протяжении многих лет были единственными, что по-настоящему интересовали нас в джазе. И прошло ещё немало времени, прежде чем мы оба окунулись глубже в этот жанр.
Фау рассказывает о том, как он был вовлечён в этот грандиозный проект: «Я кинорежиссёр и режиссёр телевидения. Я начал свою карьеру в конце 70-х на радиовещательной станции SWR. Раньше было две станции SDR и SWF, и их объединили. Я был режиссёром документальных фильмов и режиссёром-постановщиком. Я возглавлял музыкальный отдел на станции, а где-то в период с 1985 по 1998 год продюсировал джазовые концерты на телевидении». Затем Фау занимался чем-то другим.
«Но, — продолжает он, — два года назад мне позвонили со станции. Отдел маркетинга захотел выпустить ранние джазовые записи, которые имелись у него в аудиоархиве. Им было известно, что на станции я работал в сфере музыки и у меня есть опыт в этом деле, и поэтому хотели узнать, не желаю ли я стать кем-то вроде креативного директора или арт-директора, чтобы подбирать музыку для новых сборников». В его обязанности входило прослушивание записей и выбор из них наиболее оригинальных и подходящих для издания. Он охотно принял предложение.
«Для меня это было большим удовольствием, — улыбается Фау. — Главным образом, это неизвестная музыка, потерянные и забытые записи. Я отправляюсь в архив и достаю магнитофонные ленты. Большей части записей нет на CD, они никогда не оцифровывались». Первые три диска Jazzhaus охватывают протяжённый временной интервал и различные музыкальные стили. Но они дают только поверхностное представление о джазовой музыке, говорит Фау. «В Германии мы выпустили пять дисков. До сих пор ещё не выпущен концерт Дюка Эллингтона (Duke Ellington), а сейчас мы работаем над выпуском концерта Артура Блэйки (Art Blakey)».
Конечно, получение лицензии — сложная задача. «У нас, — говорит Фау, — есть отличный концерт Рэя Чарльза (Ray Charles), на издание которого у нас в настоящее время нет лицензии. Они [Concord Music Group] даже не обсуждают это с нами». Но Фау настроен оптимистично. «Думаю, если репутация лейбла будет укрепляться, нам будет легче получить лицензию на издание музыки». Фау говорит, что в SWR работает несколько специалистов по переговорам, которые, он надеется, способны разрешить наиболее сложные вопросы лицензирования. «В делах с «большими шишками» не всё так просто, — отмечает он. — На это требуется много денег».
На вопрос о том, чем он руководствуется при выборе записей из архивов, Фау вздыхает. «Музыки так много, нужно с чего-то начинать». Хотя он совершенно справедливо гордится тремя премьерными изданиями, он немного дразнит меня: «Мне не хотелось, чтобы настоящие шедевры были изданы в первую очередь. Концерт Эддерли — один из них, но есть ещё много записей Майлса Дэвиса (Miles Davis), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), а также современный джаз. Невозможно представить, насколько велика коллекция. Полагаю, архив содержит 3000-3500 часов музыки. Он действительно огромен».
Руководитель проекта Jazzhaus Ули Фау обнаружил, к своему восторгу, что архив записей SWR отлично сохранился. Однако того же нельзя сказать об архивной документации. «Я не доверяю архивной документации, — говорит он, — поскольку через 50 или 60 лет в неё вносились изменения. В ней полно ошибок». Фау перебирает в архиве все магнитофонные ленты. «Иногда я находил материалы, которые не были задокументированы вовсе. И я уверен, что подобные материалы будут встречаться и дальше».
Архив полон сюрпризов. «Недавно я нашёл две концертные записи Бада Пауэлла (Bud Powell) —говорит Фау. — Но не смог понять, где они были сделаны. Я просто слышу Бада Пауэлла и аплодисменты». Такие случаи требуют серьёзного исследования. «Я должен обратиться к гастрольному графику, чтобы определить, в какое время Бад Пауэлл был в Германии, например. Когда он был в Баден-Бадене, а когда в Штутгарте. И таким образом я пытаюсь идентифицировать концерт. Это очень увлекательное занятие».
Однако с таким обширным материалом как определить, что и когда следует издавать? «До некоторой степени, — смеётся Фау, — я полагаюсь на свой вкус, который подсказывает мне: “Это стоит выпустить”». Конечно, некоторые записи SWR распространены среди поклонников джаза в виде полупиратских изданий, но так как они сделаны непосредственно с эфира на домашнем оборудовании, их качество значительно уступает изданиям Jazzhaus, оцифрованным с профессиональных катушек с лентами. «У меня есть запись Артура Пеппера (Art Pepper) 1981 года, — говорит Фау, — и запись, выпущенная позже его женой. Я прослушал более позднюю запись, качество плохое. Мы попытались бы сделать лучший звук, если бы решили издать её».
Наш разговор возвращается к изданию концерта Эддерли, прошедшего в Лидерхалле в Штутгарте 20 марта 1969 года. Я замечаю, что немаловажную часть выступлений Кенонбола составляют его монологи между песнями. Но в этом издании некоторые из них исключены. Фау объясняет: «Здесь есть песня Мэвис Стэйплз (Mavis Staples) под названием ‘Why Am I Treated So Bad’ («Почему ко мне относятся так плохо»), и Эддерли предваряет её пространным пояснением, которое, я подумал, должно остаться, поскольку то, как он говорит, похоже на то, как он играет. Он говорит под звуки контрабаса и барабанов, и в его речи много синкоп. Она очень напоминает его игру на саксофоне». Другие разговорные места были опущены по причине того, что музыки было очень много и нужно было издать концерт на одном CD.
Джаз вообще, с коммерческой точки зрения, — это рыночная ниша. И пока Фау и его коллеги любят эту музыку, проект Jazzhaus будет существовать. «Что в наших интересах, так это то, что SWR можно сравнить со станцией PBS (государственной службы радиовещания). Это структуры одного и того же типа, финансируемые за счёт налоговых поступлений». Фау говорит, что, к его огромному удивлению, «они очень заинтересованы в том, чтобы эта коллекция была издана. Они знают, что в их архивах хранятся интересные записи, и это была их идея: “Почему мы не издаём старую коллекцию из своих архивов?”» SWR помогает в изучении архивов, в операторской работе, подготовке материалов для прессы и тому подобных вещах. «Они также взяли на себя затраты на мастеринг (изготовление оригиналов дисков для тиражирования компакт-дисков), — говорит Фау, — поэтому наши изначальные капиталовложения не были такими объёмными». Результатом этого явилось то, что «первые три тысячи копий каждого CD не составят проблемы». Каждая продажа сверх точки безубыточности (любой объём продукции конкурентной фирмы, при котором общая сумма издержек и общая сумма выручки равны) приносит проекту доход. Фау сообщает, что реакция публики на издание была очень позитивна: первый тираж диска с концертом Эддерли уже распродан, готовится второй. «Я очень доволен отклику с североамериканского рынка», — говорит Фау.
У лейбла имеются планы на издание некоторых вещей на виниле, а поскольку джазовые архивы SWR включают и видео, в издательский план на 2013 год включено издание DVD. А тем временем, выпущенные издания доступны также через iTunes. «В Северной Америке диск с концертом Кенонбола Эддерли разместился в первой пятёрке Top Five iTunes в первую же неделю после выпуска»,— замечает Фау.
Издания Jazzhaus стараются включать соответствующую, важную информацию. Фау говорит: «Я думаю, что поклонники джаза, как я, например, сосредотачивают своё внимание на аннотации на конверте пластинки. Состав исполнителей, место записи, информация об издателе — эти вещи важны. Все фанаты джаза интересуются такими вещами, которые дополняют музыку». Запланированные издания на виниле, говорит Фау, будут, надо надеяться, включать старые материалы из прессы, факсимиле записей с магнитофонных плёнок и исторические фото, когда и где это будет возможно. Огромная работа над каждым изданием иногда подразумевает взаимодействие с самими музыкантами. «Я общался с барабанщиком Эддерли, Роем МакКарди (Roy McCurdy), который сейчас является профессором в Лос-Анджелесе, — вспоминает Фау. — Темой нашей беседы были его воспоминания о концерте». Это всё — часть серьёзного подхода к предмету изучения. «Я хочу подготовить эти издания очень тщательно, во имя музыки, — подчёркивает Фау. — Музыка так прекрасна, что иногда я испытываю сильное беспокойство, что мы будем торопиться и не сможем уделять ей должного внимания». Но он полон решимости не допустить этого.
Наша беседа заканчивается, и Фау достаёт список сокровищ, которые только ещё будут издаваться на новом лейбле. «У меня есть отличная запись Зута Симса (Zoot Sims) 1958 года. И я обнаружил неизвестный концерт Чета Бейкера (Chet Baker) 1981-го. Первая запись трио в этом составе. Есть славный биг-бэнд: Стэн Кентон (Stan Kenton), Каунт Бэйси (Count Basie) и Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald). Есть немного концертных записей Колтрейна (Coltrane). И я должен понять, какие из записей самые лучшие». Фау признаёт, что издание всей коллекции займёт длительное время. «Я надеюсь, что лейбл обретёт своё лицо».
Апрель 2012
- Подпись автора
Я